ОРКСЭ

Учебный-план-ОРКСЭ 2014-2015

Учебный-план-ОРКСЭ 2013-2014

ОРКСЭ 2014-2015

ОРКСЭ 2013-2014

УМК начальная школа

Уроки-расписание

Формы-заявления-на-ОРКСЭ

учебный-план-ОРКСЭ-2015-2016

ОРКСЭ 2015-2016

расписание 2014-2015

Рекомендации для родителей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

ПО ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

 Данная программа адресована общеобразовательным школам для преподавания в 4-х общеобразовательном классах.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1)    Приказа Минобрнауки РФ от 06. 10. 2009г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г., рег. №17785   «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

2)    Приказа Минобрнауки РФ 26.11.2010. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г., рег. №17707 «О внесении изменений в  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»;

3)    Приказа Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. № 2357, зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011г., рег. №22540 «О внесении изменений в  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»;

4)    Приказа Минобрнауки РФ от 04.10.2010г. №986, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2011г., рег. №19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

5)    Приказа Минобрнауки РФ от 27.12.11 № 2885«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012 – 2013 учебный год»;

6)    Приказа Минобрнауки Челябинской области от 23.05.2012г. № 01-1414 «Об утверждении минимального перечня комплексного оснащения учебного процесса и оборудования учебных помещений в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, реализующих ФГОС НОО»;

7)    Письма Минобрнауки Челябинской области от 29.03.2012г. № 103/651 «О внесении изменений в ООП НОО общеобразовательных учреждений Челябинской области»;

8)    Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 26 августа 2011г. № 103/5002 «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, апробирующих ФГОС НОО»;

9)    Приложение № 21 к письму МОиН Челябинской области от 30.07.2012 г. № 24/5135 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013учебном году»;

10) ООП НОО МАОУ «СОШ № 67 г. Челябинска при ЮУрГУ» на 2011-2015 учебный год;

11) Положения о рабочей программе педагога (приказ по ОУ №162 от 18.04.11г.).

Предмет изучения курса: знакомство школьников с основами различных мировоззрений.

Рабочая программа основана на авторской программе  «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюка, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Состав предметной линии учебников «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

1. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4—5 кл.

2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4—5 кл.

3. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4—5 кл.

4. Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4—5 кл.

5. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы мировых религиозных культур. 4—5 кл.

6. Основы светской этики. 4—5 кл.

 Обоснование выбора данной программы: программа разработана для всех модулей включает в УМК учебники, книгу для родителей, обучающие СD диски, методические рекомендации для учителя.

Особенности данной программы: программа имеет комплексный характер, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и опирается на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Общая характеристика учебного курса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
    • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
    • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В МАОУ «СОШ № 67 г.Челябинска при ЮУрГУ» комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в объёме 1 ч в неделю во втором полугодии 4 класса. Из основных содержательных модулей согласно выбору родителей (законных представителей) преподаются три:

  • основы православной культуры;
  • основы мировых религиозных культур;
  • основы светской этики.

Рабочая программа каждого модуля составлена на 34 часа. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению педагогов всем классом.

Предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Введение комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в образовательный процесс определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.

В современных условиях содержание воспитательного процесса основывается на отечественных духовных традициях, нравственных приоритетах и идеалах, моральных нормах, хранимых в религиозных и культурных традициях многонационального народа России. Учебно-воспитательный процесс обоснован пятью важнейшими национальными духовными традициями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом, светской этикой. Обучающиеся могут изучать их отдельно или обзорно в рамках модуля «История мировых религий».

Учебно-воспитательный процесс в рамках комплексного курса направлен на знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

Комплексная организация курса и возможность выбора для изучения одного из шести модулей обеспечивает удовлетворение культурно-образовательной потребности родителей (законных представителей) в более тесном приобщении ребенка к духовным традициям его семьи — религиозным или светским.

Основная концептуальная идея, ее особенности и соответствие целям и задачам современного образования.

Цель комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  •  развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, обеспечивает:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Личностные результаты в формируют:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена: иллюстративным материалом в полной мере отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебное содержание раскрывается на материале отечественной истории.

2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России. Например, уроки 18 в учебниках «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры» называются соответственно: «Как христианство пришло на Русь» и «История ислама в России».

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм.

4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Содержание каждого урока в каждого из 6 учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление (уроки 16—17).

5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

С этой целью в учебниках предусмотрены специальные уроки: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» (№ 27 «Основы мировых религиозных культур»), «Зачем творить добро?» (№ 21 «Основы православной культуры») и многие другие.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших. Она раскрывается в уроках «Христианская семья» (№ 28 «Основы православной культуры») и многие другие.

7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Она специально раскрывается в уроках: «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№ 26, 29 «Основы православной культуры») и др. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям — важнейшая задача всех моделей комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.

Метапредметные результаты формируют:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курс «Основы религиозных культур и светской этики» происходи уже на первом уроке «Россия — наша Родина». Здесь обучающие получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности — приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока. Например, в рубрике «Вы узнаете» на первом уроке формулируются вопросы: «Что такое духовный мир человека?», «Что такое культурные традиции и для чего они существую?». Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности и находить средства ее реализации развивается также в системе заданий, предусмотренных в каждом уроке. Так, после первого урока обучающиеся получают следующие домашние задания: «Посоветуйтесь с родителями, взрослыми и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», «Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?». Эти задания школьники выполняют самостоятельно и при участии родителей и других значимых взрослых. Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация перед началом каждого урока — реализация поставленных задач в содержании урока — творческие домашние задания, характерна для всех уроков.

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая учащемуся самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.

3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

В дополнении к поурочным учебным заданиям в конце 4 четверти 4 класса (уроки 16—17) предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых. Умение осуществлять информационный поиск развивается в диалоге, коммуникации старших и младших, сверстников между собой. Получаемая обучающимися информация, и сам способ ее получения имеют выраженное антропологическое, нравственно-ориентированное измерение.

4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др. Овладения навыками смыслового чтения осуществляется в процессе диалога разных текстов, их смысловой «переклички», перевода одного текста на язык другого. Например, в учебнике «Основы православной культуры», урок 17 обучающимся предлагается задание: Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»? Почему в православной культуре это ключевые понятия? Создайте небольшую инсценировку, чтобы проиллюстрировать свое понимание. При выполнении данного задания осуществляется перевод содержания религиозных текстов и понятий на художественный язык, язык образов, действий, что обеспечивает приращение смыслов.

5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Все учебники содержат развернутую систему творческих заданий по каждому уроку, а также уроки 16—17 «Творческие работы учащихся». Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного курса предусмотрено проведение (урок 31—33) презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и культурными традициями.

В учебниках предусмотрены задания, не предполагающие однозначного ответа, ориентированные на понимание различных точек зрения.

6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Решение этих задач обеспечиваются следующими методическими формами и приемами:

—  разные учебники имеют общие 1 и 30 уроки, в которых выражена задача каждого модуля — приобщение к традициям многонационального народа России;

—  большая система творческих заданий, обеспечивающая деятельностный, развивающий характер обучения, коллективную работу обучающихся, старших и младших;

—  организация школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», завершающего изучение комплексного курса.

Предметные результаты формируют:

  знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

—  знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

—  формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

—  осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Достижение этих результатов обеспечивается всем содержанием учебников, их методической структурой, единством учебной и внеучебной деятельности.

 Особенности предметного содержания:

Соответствие содержания задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Возможности для формирования базовых национальных ценностей.

Содержание учебников организовано таким образом, чтобы обеспечить духовно-нравственное развития обучающихся посредством приобщения их к определенной отечественной традиции. Главной целью образовательного процесса в границах каждого модуля является воспитание личности гражданина России на основе избранной им духовной/культурной традиции. Базовые ценности, лежащие в основе содержания модулей: Россия, патриотизм, нравственность, духовность, традиционная религия.

Особенности методического обеспечения линии учебников.

Возможности методического аппарата учебников, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании младших школьников.

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующими особенностями методического аппарата учебников:

—  согласованностью всех модулей по основным целям, базовым ценностям, порядку изложения учебного материала, что позволяет выстраивать понятийные, содержательные связи между модулями. Например, в учебнике «Основы исламской культуры», урок 9 содержится задание: «Какие Божественные Писания вам известны? С именами каких пророков они связана? Что объединяет Божественные Писания? Чему они учат людей?»

—  выстраиванием связей между отдельными модулями и другими учебными предметами. Например, учебник «Основы исламской культуры», урок 9 предусматривает задание: «Как вы думаете, почему А.С.Пушкин проявил интерес к исламу? Обсудите в классе свои предложения»;

—  представлением учебного содержания одновременно в виде учебника и электронного приложения к нему;

—  использование технологий активного, диалогового обучения, предусматривающих поиск обучающимися дополнительной информации и включение в образовательный процесс родителей и других взрослых;

Возможности методического аппарата учебников УМК, направленные на использование современных методов и технологий организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности.

Для методической организации внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» разработана «Книга для родителей», разъясняющая родителям (законным представителя) обучающихся особенности и задачи курса и то, как они могут помочь своим детям в изучении данного курса.

 Содержание учебников учитывает возрастные особенности развития детей. В этой связи учебники красочно иллюстрированы, разработаны в соответствии с требованиями к учебникам. Вместе с тем, необходимо учитывать, что 10—11 лет — младший подростковый возраст. У ребенка появляется чувство взрослости. Содержание учебников удовлетворяет эту потребность младшего подростка во взрослости, поскольку направлено на диалогическое осмысление жизненно важных вопросов о смысле жизни, о добре и зле и др., значимых в мире взрослых.

Содержание учебников призвано обеспечивать духовно-нравственное развитие школьника. В этом смысле оно способствует укреплению духовного и социально-психологического здоровья школьников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом трёх учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из трёх модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Для изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных посb обий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

−      классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

−      демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

−      вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

−      электронное пособие к каждому модулю курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

−      дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

−      —  учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);

−      нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

−      специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

−      научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

−      хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

−      документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);

−      энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

−      религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);

−      художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы. 

Курс является безотметочным.

УМК для учителя:

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я.Данилюк. – М: Просвещение, 2012.
  2. Данилюк Я.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы 4-5 класс. -  М: Просвещение, 2012.
  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / [А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов]. – М: Просвещение, 2012.
  4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений / [ В.А.Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е.Казьмина и др.]; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / [А.В.Кураев]. – М: Просвещение, 2012.
  6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М: Просвещение, 2012.

УМК для учащихся:

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я.Данилюк. – М:Просвещение, 2012.
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы : учебник для общеобразоват. учреждений / [А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов]. – М: Просвещение, 2012.
  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебник для общеобразоват. учреждений / [А.В.Кураев]. – М: Просвещение, 2012.
  4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы : учебник для общеобразоват. учреждений. – М: Просвещение, 2012.

Список литературы, рекомендованный учителю:

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. МИРОВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ.

1. Иллюстрированная история религий в 2-х т. Под ред. проф.Д.П.Шантепиделя Соссей с прил. библиогр. ук. рус. лит. по истории религий, просм. кн. С.Н.Трубецким [Печат. по изд. 1899 г.] — Валаам: Спасо-Преображ. монастырь, 1993(7).
Т.1. Народы Африки, Америки, Великого Океана. Китай. Япония. Египет. Вавилон и Ассирия. Сирия и Финикия. Израиль. Ислам.
Т.2. Индия: Ведийская и бирманская религия. Джайнизм. Буддизм. Индуизм. Персы: зороастризм. Авеста. Греки. Римляне. Балты и славяне. Германцы.

2. Гараджа В.И. Религиоведение: Пособие для студ. пед. вузов.-М., 1994.

3. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований /Пер. с англ.

4. История и религия: Универсальная энциклопедия школьника.- Минск, 1995.

5. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для уч-ся.- М., 1996.

6. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.1998.

7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.

8. Березкин Ю.Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей: Истоки древней религии.

9. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии.

10. Николай Порублёв. Культы и мировые религии. М 1994.

11. Христианство: Словарь.- М., 1994.

12. Буддизм: Слов./ Под общ. ред. Н.Л.Жуковской и др.- М.: Республика, 1992.

13. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. Доп. А.И.Кульмина. /Сост. Г.Г.Горбунова.- М.: «Литературный фонд РСФСР», 1991.

14. Коран.

15. Авеста в русских переводах (1861-1996) СПб 1997 (вст. ст. И.С. Брагинский, Н.С.Соколов).

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

1. Тальберг Н. История христианской церкви.- Изд-во СП «Интербук» при участии «ASNRA Consulting International inc. USA» (Из цикла «Религия в жизни общества»), М 1991 — В двух частях. Часть 1 — 352 с. Часть 2

2. Флоровский (1990): Флоровский, Г. В. Восточные отцы IV века.- Paris: ИМКА — ПРЕСС, 1990.

3. А.Н.Бахметева. Рассказы из истории христианской Церкви. Чтение для детей старшего возраста. В двух частях. Рекомендованы Учебным комитетом при Св. Синоде для чтения воспитанниками духовных семинарий и воспитанницами епархиальных женских училищ. М., 1900 — Репринт 1993.

4. Отцы Церкви (1996): Отцы и учители Церкви 3 века : Антология / Сост. иеромон. Иларион. — М. 1996.

5. Отцы Церкви (1998): Восточные отцы и учители Церкви 4 века. : Антология. Памятники святоотеческой письменности : В 3 т.- М.: МФТИ, 1998.

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ИСТОРИИ РОССИИ

1. Карташов А.В. Библиография по истории Русской Церкви // В кн. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том I-II. По разделам.

2. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. Изд. Свято-Преображенского Валаамского монастыря, 1991 — 735 с.

3. Священник Сергей Мансуров. Хронологическая таблица к Очеркам русской Церкви. Хронологические списки русских святых, предстоятелей Русской церкви, великих князей, царей, императоров и императриц Российских. С.672-728 // В кн.: Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви.

4. Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Русские святые : Книга дополнительная. Первая. Сентябрь-декабрь. Книга дополнительная. Вторая. Январь-август.- М. : Синод. типография, 1908.- Репринт. издание Введенской Оптиной пустыни.

5. Как была крещена Русь. М.:Политиздат, 1990. — 320 с.

6. Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Т.1-9, М., 1993.

7. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993.

8. Ключевский, В.О. Исторические портреты : Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. ст. и прим. В.А.Александрова.- М.: Правда, 1990. — 624 с.

9.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. // Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. — М.: Голос, 1993.

10.Нечволодов А. Сказания о русской земле. Репринтное издание в четыре книгах. Уральское отделение всесоюзного культурного центра «Русская энциклопедия», 1991.

11. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

12. Самые знаменитые святые и чудотворцы России. Москва: «Вече». 2001. — 512 с.

13. Ишимова О.А. История России в рассказах для детей. В двух томах. Репринтное издание НИЦ «Альфа», 1992.

14. Бахметева А.Н. Рассказы из русской церковной истории. Чтение для детей старшего возраста. В двух частях. . Рекомендованы Учебным комитетом при Св. Синоде для чтения воспитанниками духовных семинарий и воспитанницами епархиальных женских училищ. М., 1904 — Репринт 1993.

15. Давыдова Н.Н. Царь Иван Грозный и Покровский храм: Читаем послания Ивана Грозного и «Житие Василия блаженного». Учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста. — М.: МИРОС, 1994. — 192 с. — (Древнерусская литература в школе).

16. Повесть временных лет. Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. Статьи и комментарии Д.С.Лихачева. СПб, «Наука»,1999. — 665 с. (Серия «Литературные памятники).

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

1. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии под общей ред. В.И.Гараджи. М., 1994, ч.I-II, 2-е изд. 1996 г.

2.Школа и религиозные организации. Основы взаимоотношений Информационный сборник. Сост. вст.ст. Захарченко М.В. СПб: СПбГУПМ, 2000 — 100 с.

3.История и теория атеизма: Уч. пос. для филос. фак. и отдел. ун-тов / МГУ им. Ломоносова.- М., 1987

4.Рассел, Б. Почему я не христианин. М, 1992.

5.Сумерки богов. М., 1990 — (Серия: Библиотека атеистической литературы).

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА.

1. Библия. Ветхий и Новый завет. Синодальное издание.

2. Евангелие. Перевод с древнегреческого священника Православной Церкви о. Леонида Лутковского. Москва: «Дружба народов», 1991.

3. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Борислав Арапов и Вера Маттелмяки. Институт перевода Библии, 1983.1990. Стокгольм. Издатель: российское Библейское общество, Москва, 1994.

4. Лопухин А.П. Библейская история. Монреаль.1986.

5. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста. В двух книгах. М. Издательство Московского Патриархата, 1993. Репринт.

6. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. В двух книгах. М. Издательство Московского Патриархата, 1993. Репринт.

7. Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. СПб.1995. (М., 1998.)

8. Ключ к пониманию Священного писания. Брюссель.1982.

9. Р.Янушкявичус, О. Янушкявичене. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. М., 2000. Серия: духовность и образование. — Рекомендовано Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ и координационным Советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии Русской Православной Церкви.

10. Священник Артемий Владимиров. Учебник жизни. Книга для чтения в семье и школе. М, 1997.

11. Авва Дорофей. Поучения Послания Вопросы Ответы. М 1991.

12. Православный календарь. Ежегодное издание МП РПЦ.

ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М. 1995.

2. Бычков В.В. Малая история Византийской эстетики. Киев. 1991.

3. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика 9-17 века. М.1992.

4. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.1993.

5. Трубецкой Е. Умозрение в красках: Три очерка о русской иконописи.

6. Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология. /Сост., общ. ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина.- М.:Прогресс,1993. — (Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Вып. 1).

РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. А. Кураев. Все ли равно как верить?

2. Пр. Митрофан Зноско-Боровский Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство.1992.

3. Под ред Митропол. СПб и Ладожского Иоанна Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб, 1994 246 с.

4. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999 266 с

5. Боголюбов Н. Тайные общества ХХ века. СПб, 1997 239 с.

МЕЖДУНАРОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
1. Конституция РФ. Общие положения.
2. Закон РФ «О свободе совести и религиозных организациях» от 26.09.1997.
3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 (ред. 16.11.1997).
4. Всемирная декларация прав человека.
5. Конвенция о правах ребенка.
6. Национальная доктрина образования. 2001 год.
7. Законы Российской империи. // Законодательные ведомости Санкт-Петербурга 13-14 \ 1995. Июль.

Список литературы, рекомендованный учащимся:

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. МИРОВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ.

1. Иллюстрированная история религий в 2-х т. Под ред. проф.Д.П.Шантепиделя Соссей с прил. библиогр. ук. рус. лит. по истории религий, просм. кн. С.Н.Трубецким [Печат. по изд. 1899 г.] — Валаам: Спасо-Преображ. монастырь, 1993(7).
Т.1. Народы Африки, Америки, Великого Океана. Китай. Япония. Египет. Вавилон и Ассирия. Сирия и Финикия. Израиль. Ислам.
Т.2. Индия: Ведийская и бирманская религия. Джайнизм. Буддизм. Индуизм. Персы: зороастризм. Авеста. Греки. Римляне. Балты и славяне. Германцы.

2. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований /Пер. с англ.

3. История и религия: Универсальная энциклопедия школьника.- Минск, 1995.

4. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для уч-ся.- М., 1996.

5. Христианство: Словарь.- М., 1994.

6. Коран.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

1. А.Н.Бахметева. Рассказы из истории христианской Церкви. Чтение для детей старшего возраста. В двух частях. Рекомендованы Учебным комитетом при Св. Синоде для чтения воспитанниками духовных семинарий и воспитанницами епархиальных женских училищ. М., 1900 — Репринт 1993.

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ИСТОРИИ РОССИИ

1. Ишимова О.А. История России в рассказах для детей. В двух томах. Репринтное издание НИЦ «Альфа», 1992.

2. Бахметева А.Н. Рассказы из русской церковной истории. Чтение для детей старшего возраста. В двух частях. . Рекомендованы Учебным комитетом при Св. Синоде для чтения воспитанниками духовных семинарий и воспитанницами епархиальных женских училищ. М., 1904 — Репринт 1993.

3. Давыдова Н.Н. Царь Иван Грозный и Покровский храм: Читаем послания Ивана Грозного и «Житие Василия блаженного». Учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста. — М.: МИРОС, 1994. — 192 с. — (Древнерусская литература в школе).

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА.

1. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Борислав Арапов и Вера Маттелмяки. Институт перевода Библии, 1983.1990. Стокгольм. Издатель: российское Библейское общество, Москва, 1994.

2. Р.Янушкявичус, О. Янушкявичене. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. М., 2000. Серия: духовность и образование. — Рекомендовано Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ и координационным Советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии Русской Православной Церкви.

3. Священник Артемий Владимиров. Учебник жизни. Книга для чтения в семье и школе. М, 1997.

4. Православный календарь. Ежегодное издание МП РПЦ.

МЕЖДУНАРОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
1. Конституция РФ. Общие положения.
2. Закон РФ «О свободе совести и религиозных организациях» от 26.09.1997.
3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 (ред. 16.11.1997).
4. Всемирная декларация прав человека.
5. Конвенция о правах ребенка.

При реализации данной рабочей программы учитель может использовать следующие информационно-коммуникационные средства, рекомендованные образовательной программой Челябинской области (электронный ресурс):

Цифровые образовательные ресурсы

Электронное учебное издание «Начальная школа 1-4 класс»

Электронный образовательный комплекс на DVD-диске. Игры и задачи 1-4 класс.

История и культура народов Южного Урала. CD-диск

Основы православной культуры. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику. А.В.Кураева. 1 CD

Основы мировых религиозных культур. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику. А.Л.Беглов. 1 CD

Основы светской этики. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику. А.Я.Данилюк. 1 CD

Ресурсы Интернет

Электронные библиотеки http://www.gnpbu.ru  

Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru

ФИРО -  http://www.orkce.org/

АПК и ППРО — http://orkce.apkpro.ru/

http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx

http://www.chel-edu.ru/common/opkce/